Научная школа профессора Г.И. Нарскина

 

Нарскин Г.И.

Информация о научной школе учреждения образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

1. Название научной школы

Физического воспитания и спортивной подготовки

2. Основоположник школы, год создания

Доктор педагогических наук, профессор – Нарскин Геннадий Иванович.

Год создания: 1993.

3. Ф.И.О. научного руководителя (с указанием должности, ученой степени и ученого звания)

Нарскин Геннадий Иванович, профессор кафедры теории и методики физической культуры УО «ГГУ им. Ф. Скорины», доктор педагогических наук, профессор.

4. Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы

– разработка и внедрение здоровьеформирующих технологий на основе средств физического воспитания людей разного возраста

– контроль и управление спортивной подготовкой спортсменов различной квалификации в структуре многолетней подготовки

5. Количественный и качественный состав научной школы (всего, из них молодых ученых до 35 лет; в т.ч. докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, докторантов, соискателей)

Всего: 41 человек, из них:

Докторов наук – 3

Кандидатов наук – 22

Молодых ученых до 35 лет – ….. (Кобец Е.А., Мельников С.В., Молчанов В.С., Скидан А.А., Метелица А.Н., Науменко Я.Э.)

Аспирантов – … (1 год – Усович В.Ю., Чечетин Д.А., 2 год обучения –  Трофимович И.И., Осипенко О.В., Михалевич В.А., Лашкевич С.В.; 3 год обучения –  Толстенков А.Н., Мисюра А.А., Медведев П.Ю., Бобарико Р.И.)

Докторантов – 0.

Соискателей – 2 Севдалев С.В., Нарскин А.Г.

 

Списочный состав:

  1. Нарскин Геннадий Иванович, докт. пед. наук, профессор
  2. Барков Владислав Алексеевич, докт. пед. наук, профессор
  3. Врублевский Евгений Павлович, докт. пед. наук, процессор
  4. Старченко Владимир Николаевич, канд. пед. наук, доцент
  5. Коняхин Михаил Васильевич, канд. пед. наук, доцент
  6. Бондаренко Константин Константинович, канд. пед. наук, доцент
  7. Баранова Татьяна Ивановна, канд. пед. наук, доцент
  8. Севдалев Сергей Владимирович, канд. пед. наук, доцент
  9. Ковалёва Ольга Аврамовна, канд. пед. наук, доцент
  10. Кошман Михаил Григорьевич, канд. пед. наук, доцент
  11. Лемешков Владимир Сергеевич, канд. пед. наук, доцент
  12. Масло Иван Михайлович, канд. пед. наук, доцент
  13. Новик Галина Владимировна, канд. пед. наук, доцент
  14. Шеренда Сергей Владимирович, канд. пед. наук, доцент
  15. Бондаренко Алла Евгеньевна, канд. пед. наук, доцент
  16. Козлова Валентина Леонидовна, канд. пед. наук
  17. Цариков Борис Андреевич, канд. пед. наук, доцент
  18. Нарскин Алексей Геннадьевич, канд. пед. наук, доцент
  19. Блоцкий Сергей Михайлович, канд. пед. наук
  20. Дворак Виталий Николаевич, канд. пед. наук, доцент
  21. Володкович Стелла Леонидовна, канд. пед. наук, доцент
  22. Тозик Ольга Валерьевна, канд. пед. наук, доцент
  23. Осипенко Евгений Владиславович, канд. пед. наук, доцент
  24. Ключников Александр Владимирович, канд. пед. наук,
  25. Баранов Дмитрий Викторович, канд. пед. наук, доцент

6. Подготовка научных работников высшей квалификации в рамках научной школы за последние пять лет (докторов наук, кандидатов наук с указанием Ф.И.О., темы диссертации и года защиты)

Володкович Стелла Леонидовна – кандидат педагогических наук. Тема диссертации «Структура и содержание оздоровительно-развивающих занятий по физической культуре студенток подготовительной медицинской группы педагогических специальностей» (Место защиты: РГУФКСТ, Москва). Год защиты – 2011.

Тозик Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук. Тема диссертации «Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания» (Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т, Москва).  Год защиты – 2011.

Осипенко Евгений Владиславович – кандидат педагогических наук. Тема диссертации «Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продлённого дня» (Место защиты: СГАФКСТ, Смоленск). Год защиты – 2013.

Ключников Александр Валерьевич – кандидат педагогических наук. Тема диссертации «Профессиональная физическая подготовка курсантов инженерных институтов  Министерства по чрезвычайным ситуациям». (Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т, Москва). Год защиты – 2014.

Баранов Дмитрий Викторович – кандидат педагогических наук. Тема диссертации ««Эффективность применения подводящих упражнений на этапе спортивного совершенствования боксеров» (Место защиты – БГУФК, г. Минск). Год защиты – 2018.

7. Основные научные результаты, наиболее значимые внедренные разработки (с указанием места внедрения)

Разработаны научно-методические основы физического воспитания школьников, проживающих на радиационно загрязненных территориях.

Разработана система профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарат детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания.

Разработана инновационная модель индивидуализации подготовки женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

Разработана система комплексного контроля и управления спортивной подготовкой квалифицированных спортсменов в различных видах спорта.

Разработана и внедрена в образовательный процесс учреждений общего среднего и высшего образования Гомельского региона программа диагностики физического состояния учащихся и студенческой молодёжи, основанная на использовании авторских компьютерных программ для сбора, обработки и хранения полученной информации о показателях физического состояния занимающихся.

Разработана программа мониторинга психофизического состояния учащихся и студенческой молодёжи. (УО «ГГУ имени Ф. Скорины», Гомель, РБ; фитнес-клуб «СССР», Москва, РФ).

Результаты исследований внедрены в учебный процесс детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, высших учебных заведениях Республики Беларусь, в тренировочный процесс национальных команд Республики Беларусь по видам спорта, сборной команды России по легкой атлетике.  

 

8. Основные научные публикации (в т.ч. в иностранных изданиях) за последние пять лет, в которых нашли отражение важнейшие достижения научной школы

Осипенко, Е.В. Умственная работоспособность школьников, проживающих в условиях Гомельского региона: монография / Е.В. Осипенко. – М-во образования РБ, Гомельский гос. Ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 388 с.

Осипенко, Е.В. Совершенствование функции внешнего дыхании у младших школьников: монография. – Е.В. Осипенко, С.В. Севдалев. – М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 212 с.

Закономерности формирования и совершенствования системы движений спортсменов (на примере метания копья): монография / В.А.Боровая, Е.П. Врублевский, М.В.Коняхин, С.В. Котовенко. - Гомель: УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», 2013. – 176 с.         

Володкович, С.Л. Новые подходы в комплексном использовании оздоровительных видов гимнастик в физическом воспитании студенток / С.Л. Володкович, Г.И. Нарскин. – Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2014. – 208 с.

Осипенко, Е.В. Современные методики в мониторинге психофизического состояния школьников и студентов: раздел в коллективной монографии / Е.В. Осипенко. – Проблемы оздоровительной физической культуры и физической реабилитации: монография / Под ред. А.П. Романчука, В.В. Клапчука. – Одесса: Букаев Вадим Викторович, 2015. – С. 116–127.

Осипенко, Е.В. Воздействие упражнений аэробной направленности на физическое состояние учащихся учреждений общего среднего образования: раздел в коллективной монографии / Е.В. Осипенко. – Организационные основы физической культуры, спорта и туризма: монография / под общ. ред. С.И. Изаак, В.К. Пельменёва, Н.С. Никитина. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2016. – С. 80–90.

Осипенко, Е.В. Научно-методические подходы к организации спортивного часа в группах продлённого дня: монография / Е.В. Осипенко, С.В. Севдалев. – Е. В. Осипенко, С. В. Севдалев; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – 407 с.

Врублевский Е.П. Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах) Учеб. пособие / 2-е изд., испр. и дополн. – М. : Спорт, 2016. – 240 с.                      

Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок: теоретико-методические аспекты: монография / Севдалев С.В., Нарскин А.Г., Кожедуб М.С. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – 223 с.

Осипенко, Е.В. Мониторинг физического состояния школьников и студентов: учеб. пособие рекомендовано ФГАУ “ФИРО” (Москва) в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования / Е.В. Осипенко, В.С. Макеева, В.Н. Пушкина. – Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – М.: РадиоСофт, 2016. – 320 с.

Теоретико-методичні основи контролю у фізичному вихованні та спорті: Монографія / Костюкевич В.М., Врублевський Є.П., Вознюк Т.В. [та ін.]; за заг. ред. В.М.Костюкевича. – Вінниця ТОВ «Планер», 2017. – 191 c.

Осипенко, Е.В. Кардиореспираторная система: адаптация, мониторинг, коррекция: монография / Е. В. Осипенко. – Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2018. – 323 с. 

 

9. Научные связи с отечественными научными организациями и международным научным сообществом (перечень с указанием характера связей)

Научная школа активно сотрудничает в научной и инновационной сфере со следующими организациями Министерства образования Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины:

  1. Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» (г. Гомель).
  2. Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» (г. Гомель)..
  3. Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина (г. Мозырь).
  4. Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (г. Минск).
  5. Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» (г. Гродно).
  6. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта», ФГБУ ФНЦ ВНИИФК (г. Москва, Россия).
  7. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва, Россия).
  8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» (г. Москва, Россия).
  9. Институт физической культуры Тюменского государственного университета (г. Тюмень, Россия).
  10. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (г. Томск, Россия).
  11. Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Одесса, Украина).
  12.  Сумской государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко (г. Сумы, Украина).
  13.  Зеленогурский университет (г. Зеленая Гура, Польша).

 

 

10. Общественное признание научной школы:

  • научные премии (государственные, международные, академий и университетов), полученные членами научной школы (название и год присуждения)
  • медали и дипломы за научные достижения, полученные членами научной школы (название и год присуждения)
  • Победитель (2004г.) и призер (2002г.) международного конкурса, проводимого Европейской легкоатлетической ассоциацией (ЕАА) на лучшую научную работу – Врублевский Е.П.
  • Лауреаты конкурса Гомельского областного исполнительного комитета талантливым молодым ученым и специалистам за 2005 год Севдалев С.В., Нарскин А.Г.
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу в номинации «Педагогика и методика преподавания» – Врублевский Е.П. (2010)
  • Лауреат конкурса Гомельского областного исполнительного комитета по результатам научной и инновационной деятельности Осипенко Е.В. (2013)
  • Стипендиат Президента Республики Беларусь как молодой учёный (2014) – Осипенко Е.В.
  • Стипендиат Президента Республики Беларусь – аспирант Кожедуб М.С. (2017), аспирант Мисюра А.А. (2020).
  • Диплом Лауреата Скорининских чтений – Нарскин Г.И. (2002), Осипенко Е.В. (2013), Врублевский Е.П., Севдалев С.В., Скидан А.А. (2016)
  • Диплом Лауреата во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу – Осипенко Е.В. (2017, 2019, г. Сочи, РФ)
  • Диплом Лауреата во Всероссийском конкурсе научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности – Нарскин Г.И., Усович В.Ю. (2020, г. Елец, РФ).
  • Диплом за лучший научно-исследовательский проект, реализуемый в УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (2014 г.) – научно-исследовательская лаборатория олимпийских видов спорта
  • Диплом за лучший научно-исследовательский проект, реализуемый в УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (2015 г.) – научно-исследовательская лаборатория олимпийских видов спорта
  • Диплом за лучшую научно-исследовательскую лабораторию, функционирующую в УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (2019 г.) – научно-исследовательская лаборатория олимпийских видов спорта
  • почетные научные знания, полученные членами научной школы (название и год присуждения)
  • Нарскин Геннадий Иванович – Почетный знак «За развитие физической культуры и спорта в Республике Беларусь» (1999); Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь (2000); «Отличник образования» Республики Беларусь (2007); медаль «За отличные заслуги в развитии Олимпийского движения в Республике Беларусь» (2008); Почетный знак «За заслуги» Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта (Россия, 2009); Почетный профессор УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (2019). Подготовил 7 кандидатов наук.
  • Врублевский Евгений Павлович – Почетный знак «Отличник физической культуры и спорта» (2000 г.), медаль «80 лет Госкомспорта России» (2003г.), Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» (2005 г.). Подготовил 4 кандидата наук.
  • Барков Владислав Алексеевич – член-корреспондент Белорусской академии образования (2011); «Отличник образования» Республики Беларусь (2008). Подготовил 8 кандидатов наук.

 

Научный руководитель школы                                                     Г.И. Нарскин