Студенческая НИР

Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Старт» успешно функционирует в течение ряда лет на факультете физической культуры. В настоящее время руководителем является старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Мельников Сергей Викторович.

Основными направлениями деятельности СНИЛ «Старт» являются:

1. Научно-исследовательская работа по психолого-педагогическим, социально-философским вопросам физической культуры, истории спорта, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

2. Научно-исследовательская работа по медико-биологическому направлению физической культуры и спорта.

3. Научно-исследовательская работа по физкультурно-оздоровительной и туристско-рекреационной деятельности.

4. Научно-исследовательская работа по истории олимпийского движения и вопросам спортивного права.

В 2020 году в работе СНИЛ «Старт» принимало участие 50 человек, среди которых 15 студентов, 35 магистрантов.

Участники СНИЛ «Старт» принимают активное участие в международных научно-методических и научно-практических конференциях, проводимых в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине. На данных научных мероприятиях обучающиеся имеют возможность выступить с докладом и представить научной общественности результаты собственных научных исследований, обсудить актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

За 2020 год по результатам научной и инновационной деятельности СНИЛ «Старт» было опубликовано 55 научных работ, из них: 4 статьи в журналах и рецензируемых сборниках, 50 материалов конференций, 1 тезис докладов.

1 участник СНИЛ «Старт» принимал участие в заочном этапе Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина (Россия) (24 апреля 2020 г.) – Мочалова Екатерина Александровна («Сравнительный анализ состояния физической культуры и спорта и заболеваемости школьников и студентов Республики Беларусь и Российской Федерации»). Данная работа награждена дипломом 1 степени.

В 2020 году по итогам участия в XXVII Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь:

диплом 1 категории получила – Волкова С.С. (магистрант);

дипломы 2 категории получили – Будько К.О. (выпускник); Ивкович А.С. (выпускник); Трибелустова Р.Ю. (выпускник);

дипломы 3 категории получили – Дубровская В.Л. (магистрант); Колесник А.М. (выпускник).

В 2020 году результаты исследований участников СНИЛ «Старт» внедрены в образовательный процесс учреждений общего среднего и высшего образования, учебно-тренировочный процесс детско-юношеских спортивных школ г. Гомеля (23 акта внедрения).

Основные предложения и направления для дальнейшей научно-исследовательской и инновационной деятельности СНИЛ «Старт»:

1. Обращая особое внимание на снижении биоэнергетического потенциала и адаптационных возможностей человека, признать необходимость консолидации усилий международного сообщества по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья и спортивной культуры населения, с опорой на современные достижения профилактической медицины, психологии, педагогики, физической культуры и спорта в разных странах мира.

2. Совершенствовать научно-методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы занимающихся на основе средового подхода через сетевое взаимодействие, приспособление дворово-парковой зоны для занятий физической культурой и массовым спортом, расширение спектра физкультурно-спортивных услуг в шаговой доступности населения.

3. Считать перспективными направлениями развития спортивной науки: изучение кинезиологического потенциала человека; исследование сущности взаимодействия природного и социального в процессе физического совершенствования; развитие фундаментальных основ теории спортивной культуры и технологий спортивной тренировки; подготовку спортивного резерва.

4. Одобрить опыт проведения многоуровневых медико-биологических, психолого-педагогических, антропологических исследований для оценки морфо-функционального состояния, здоровья, физической подготовленности детей, подростков и молодежи с целью реконструкции здоровьеформирующих возможностей основного и дополнительного образования.

5. Продолжить совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях.

6. Перспективным направлением работы СНИЛ считать управление физической культурой и спортом на основе актуализации педагогического потенциала в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.