Специализации

Специализация 1-03 02 01-06 «Дошкольное физическое воспитание» (открыта на кафедре ТМФК в 1995-96 учебном году)

 ДФВДФВДФВДФВ

В поэтапной системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Ведь именно в этот период закладывается фундамент формирования физической культуры личности человека

Главной задачей, определяющей значимость физического воспитания, является формирование здорового ребенка, гармонично развитого и хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, свободно ориентирующегося в окружающей среде, а также способного к дальнейшему обучению в школе и последующей активной творческой деятельности.

В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Таким образом, важным условием дошкольного физического воспитания является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворять естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, а также сохранять и укреплять здоровье.

В области физического воспитания педагог дошкольного учреждения образования должен знать:

- основные составляющие системы физического воспитания дошкольников:

- цель, задачи, средства, принципы, содержание и формы организации;

- условия и содержание здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и семье;

- закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств у детей;

- критерии оценки результативности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольном учреждении;

- эффективные методики обучения и воспитания детей средствами физической культуры;

- основы диагностики, прогнозирования, коррекции здоровья, физического и двигательного развития детей;

- методику проведения всех форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

- направления и формы сотрудничества с семьями воспитанников;

- информационное поле физической культуры детей дошкольного возраста.

Открытие специализации на факультете физической культуры обусловлено тем, что, начиная с учреждений дошкольного образования, физическое воспитание проходит на всех этапах развития и обучения ребенка. Физкультурные занятия являются обязательными в дошкольных учреждениях.

Во время обучения студенты специализации «Дошкольное физическое воспитание» получают углубленные знания, изучая специальные дисциплины:

- Введение в специализацию;

- Теория и методика дошкольного физического воспитания;

- Зимние виды спорта. Методика обучения дошкольников;

- Подвижные игры и элементы спортивных игр. Методика обучения дошкольников;

- Гимнастика. Методика обучения дошкольников;

- Плавание. Методика обучения дошкольников.

В рамках программы специализации студенты обучаются на лекционных и практических занятиях, а также проходят практику на базе государственных дошкольных учреждений образования.

Благодаря комплексному обучению на специализации «Дошкольное физическое воспитание» выпускники овладевают всем набором необходимых знаний, умений, навыков и способов деятельности для дальнейшей успешной педагогической деятельности и могут работать как в дошкольных учреждениях образования, так и в системе среднего школьного образования.

 

 

Специализация 1-03 02 01- 03 «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность» (открыта на кафедре ТМФК в 2004 году)

фитнесфотрдФОТРД

Образовательная деятельность, процессы оздоровления подрастающего поколения во многом находятся в сфере действия физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и туризма.

Актуальность проблемы подготовки специалистов для активизации физкультурно-оздоровительного движения обусловлена увеличением масштабов оздоровительной работы в дошкольных, школьных учреждениях, в организациях дополнительного образования, по месту жительства и сферы семейного досуга, организованного отдыха детей и молодежи. Отсюда с особой остротой встает вопрос о подготовке специалистов, способных расширить масштабы работы на базе средних школ, в учреждениях дополнительного образования, в центрах досуга по месту жительства.

В последнее время методисты, педагоги-организаторы физкультурно-оздоровительной работы и туризма необходимы управлению системы отрасли «Физическая культура и спорт», профессиональным спортивным клубам и командам, ДЮСШ, фирмам, занимающимся туризмом, а также физкультурно-спортивным организациям и общественным комплексам физкультурно-спортивного и рекреационно-реабилитационного профиля.

Приобретение студентами знаний по организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма, будет способствовать экономическому развитию спорта, туризма Гомельской области и профессиональному росту в процессе практико-педагогической деятельности. Имеются огромные возможности для реализации полученных знаний, умений и навыков по организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма будущими педагогами в пространстве массового, коммерческого и профессионального спорта и спорта высших достижений.

Практику по специализации студенты будут проходить в органах управления физической культуры, спорта и туризма, ДЮСШ, фирмах, занимающихся туристической деятельностью, спортивных клубах г.Гомеля и области, где работают высококвалифицированные методисты, педагоги-организаторы физкультурно-оздоровительной работы и туризма.

Процесс подготовки специалистов для сферы физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и туризма предусматривает освоение совокупности профессионально-ориентированных разделов образования по педагогической и спортивно-оздоровительной деятельности, которые направлены на формирование навыков и умений индивидуальной работы, развлекательно-образовательной деятельности, использование средств туризма.

 

Специализации 1-03 02 01 05 «Основы лечебной физической культуры» и 1-03 02 01 04 «Основы физической реабилитации»

 ЛФКЛФКЛФКЛФК

  Мировая практика свидетельствует о том, что в лечении больных все большую роль играют дисциплины, способствующие быстрейшей физической реабилитации организма. Во многих странах расширяется подготовка таких специалистов, получивших название реабилитологов физического состояния или кинезитерапевтов. Одним из важнейших аспектов подготовки реабилитологов является лечебная физическая культура.
Цель курса: овладение студентами основами использования естественно-биологической функции организма – движения – для восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами, а также профилактики заболеваний.
Задачи курса:
ознакомление студентов с клинико-физиологическими механизмами лечебного и реабилитационного действия физических упражнений;
усвоение способов дозировки  физической нагрузки на занятиях лечебной физической культурой;
овладение методами врачебно-педагогической оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения лечебной физической культуры;
анализ постановки задач в зависимости от периода ЛФК и режима двигательной активности;
формирование умений и навыков организации работы по лечебной физической культуре.
Учебный процесс складывается из лекций, практических и лабораторных занятий. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендованных литературных источников, составлении комплексов упражнений, планирования и составления индивидуальных программ реабилитации в зависимости от заболевания.
Инструктор-методист ЛФК и физической реабилитации в соответствие с требованиями специальности для правильного проведения реабилитационных мероприятий должен знать:
анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков, юношей, девушек, лиц старших возрастов, особенности женского организма;
этиологию, патогенез, клинические проявления и основные принципы лечения заболеваний сердечно сосудистой и дыхательной систем, болезней обмена веществ и заболеваний органов пищеварения, заболеваний и травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата, заболеваний женской половой сферы;
клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физ-культуры при заболеваниях внутренних органов и суставов, при хирургических заболеваниях и повреждениях, при заболеваниях и травмах нервной системы;
особенности занятий физическими упражнениями в группах здоровья и специальных медицинских группах;
профилактическое  и  лечебное  значение  физической  культуры  в акушерско-гинекологической практике.

ФРФРФРФР

Инструктор-методист ЛФК и физической реабилитации в соответствии с индивидуальной программой медицинской реабилитации и основами тренировочного процесса должен уметь:
осуществить руководство всеми аспектами оздоровления человека и физической реабилитации больных и инвалидов при следующих заболеваниях:
болезни сердечно-сосудистой системы;
болезни органов дыхания;
болезни обмена веществ;
травмы и болезни опорно-двигательного аппарата;
повреждения и заболевания органов грудной клетки и брюшной полости;
заболевания и травмы нервной системы;
болезни женской половой сферы;
выяснить характер двигательных нарушений и степень ограничениея двигательной функции;
определить возможности больного для полного или частичного структурного и функционального восстановления поврежденного звена опорно-двигательного и мышечного аппаратов;
определить прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном конкретном заболевании;
определить физическую работоспособность организма в целом и функциональное состояние отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных по характеру , объему и интенсивности физических нагрузок;
объективно регистрировать и анализировать эффективность индивидуальной программы медицинской реабилитации;
владеть всеми видами массажа, физиотерапии, гидрокинезотерапии, методом биомеханической стимуляции.
Программный материал базируется на изучении предметов, входящих в учебные планы ВУЗов физической культуры (анатомия, физиология, психология, биохимия, гигиена, спортивная медицина с основами частной патологии, теория и методика физической культуры и др.).    Занятия по программе подготовки инструкторов лечебной физкультуры являются обязательными, организуются и проводятся в дневное время и предусматриваются расписаниями занятий. Программой предусмотрены теоретические (лекции), практические (в том числе доклиническая и клиническая практика), семинарские и самостоятельные занятия.
Теоретические занятия по всем разделам программы проводятся потоком или курсом в виде лекций, доклиническая и клиническая практика, семинарские занятия — с группами 10-12 человек. Большое внимание уделяется самостоятельным занятиям студентов, которым даются задания и осуществляется контроль за их выполнением. Доклиническая практика имеет целью привитие студентам практических навыков и умений в условиях академии. Каждый практический навык отрабатывается по схеме: изучение приема — тренировка на фантомах и друг на друге — выполнение контрольного задания преподавателя. Занятия в вузе по каждому разделу программы организуются и проводятся штатными преподавателями в специально оборудованных классах и кабинетах, оснащенных учебно-наглядными пособиями, приборами, спортивными снарядами, табельным имуществом и техническими средствами обучения.
Клиническая практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях штатными преподавателями ВУЗа и персоналом этих учреждений (с почасовой оплатой), два преподавателя на группу. Занятиям в клинике по каждому разделу программы предшествует соответствующая теоретическая подготовка и доклиническая практика. Каждый студент в период клинической практики должен самостоятельно проводить занятия по лечебной физической культуре, предусмотренные соответствующими разделами программы.
В соответствии с учебным планом специальности «Физическая культура» практика по специализациям проводится на 4 курсе дневного отделения и 5 курсе заочного факультета.
Дисциплины специализации “Основы лечебной физической культуры” 2-4 курс:
Основы ЛФК и массажа – 2 курс
Современные методики лечебного и спортивного массажа – 3 курс
ЛФК и массаж в травматологии, ортопедии и хирургии  – 3 курс
ЛФК и массаж в клинике нервных болезней – 3 курс
ЛФК и массаж в педиатрии – 4 курс
ЛФК и массаж при восстановлении работоспособности у спортсменов – 4 курс
ЛФК и массажа в терапии – 4 курс
Курсовая по специализации – 4 курс
Преддипломная (по специализации) практика  – 4 недели на 4 курсе стационара

 Дисциплины специализации “Основы физической реабилитации” 2-4 курс:
Организационно-методические основы реабилитации – 2 курс
Особенности  физической реабилитации в педиатрии – 3 курс
Современные оздоровительные системы.  Здоровый образ жизни – 3 курс
Физическая реабилитация в травматологии, ортопедии и хирургии – 3-4 курс
Физическая реабилитация спортсменов. Эрготерапия – 4 курс
Физическая реабилитация в клинике нервных болезней – 4 курс
Физическая реабилитация в терапии – 4 курс
Курсовая работа по специализации – 4 курс и 5 курс заочного факультета
Преддипломная (по специализации) практика:
– 4 недели на 4 курсе стационара  и  2 недели на 5 курсе заочного факультета
специальности 1-03 02 01 «Физическая культура»