Старченко Владимир Николаевич

Должность

Доцент кафедры

Место работы

Кафедра теории и методики физической культуры

Научная степень

Кандидат педагогических наук

Учёное звание

Профессиональный путь

В 1979 году с отличием окончил факультет физической культуры ГГУ имени Ф.Скорины (специальность “Физическая культура и спорт”).

На кафедре теории и методики физической культуры работает с 1990 года.

В 1993 году окончил аспирантуру и в этом же году защитил кандидатскую диссертацию (“Силовая подготовка юношей в условиях тренажерного зала общеобразовательной школы”).

С 1994 года работает доцентом кафедры ТМФК.
Автор (соавтор) более 270 научных и методических работ.

Преподаваемые дисциплины

Теория и методика физической культуры, теория спорта, спортивная метрология.Осуществляет руководство педагогической практикой в учебных заведениях, руководство курсовыми и дипломными работам

Научные интересы

Cистемодеятельностная методология, деятельностная педагогика, спортивная метрология, теория тестов, теория спорта, теория и методика физической культуры, олимпийское движение.

Основные публикации

1.Старченко, В.Н. Структурно-функцио­нальная модель олимпийской культуры участника олимпийского движения / В.Н. Старченко // Мир спорта, № 3 (56) , Минск, 2014. – С. 36 – 42.

2.Старченко, В.Н. Состав и содержание категориального аппарата исследователя олимпийского движения / В.Н. Старченко // Мир спорта, № 4(53), Минск, 2013. – С. 33 – 37.

3.Старченко, В.Н. Системные составляющие теории принятия управленческих решений менеджера в образовании / В.Н. Старченко // Народна освіта. Електронне наукове фахове видання Інститута педагогіки АПН Украіны.  Випуск №2(17), 2012 Режим доступа: http://www.narodnaosvita.kiev.ua/vupysku/17/statti/starchenko.htm

4.Старчанка, У.М. Метадалогія распрацоўкі перыядызацыі развіцця міжнароднага і беларускага алімпійскага  руху/ У.М. Старчанка // Известия гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, № 2 (72), Гомель, 2012. – С 144-114.

5.Старченко, В.Н. Естественный педагогический процесс и его принципы как основа деятельности образовательной системы / В.Н. Старченко // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології, № 2 (20), Сумі, 2012. – С.56-66.

6.Старченко, В.Н. Теоретическая модель педагогического процесса на уроке физкультуры и здоровья / В.Н. Старченко // Навукова-практичний журнал південного навукового центру АПН Украіни “Наука і освіта”, №6, Одеса, 2010.- С.186-190.

7.Старчанка, У.М. Рухальнае мысленне і тэхналогія яго развіцця / У.М. Старчанка // Известия гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, № 1 (64), Гомель, 2011. – С.167-172.

8.Старченко, В.Н. Мышление: становление понятия / В.Н. Старченко, Т.А. Чередник // Веснік Магiлёўскага дзяржаўнага Ўнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова, Серыя С. Псіхолага-педагагічныя навукі. № 1 (55). 2020 – С.38-45.

 9.Старченко, В.Н. Влияние двигательных учебных заданий на актуализацию потребностей в физической подготовленности и двигательных умениях и навыках учащихся / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // “Физическая культура в школе”, 2020, № 3. С.- 42-50.

 10.Старченко, В.Н. Исследование уровня сформированности профессиональных знаний и состояния потребностно-мотивационно-ценностной сферы профессиональной культуры тренеров-преподавателей / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. – 2020. – № 1. – С. 26–33.

11. Старченко, В.Н. О правомерности употребления понятия «потребностно-мотивационно-ценностная сфера физической культуры человека» / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. — Выпуск 12. – С. 77–89.

12.Старченко, В.Н. О соотношении степени актуализации физкультурных потребностей, мотивов и ценностей учащихся ГУО «Специализированный лицей при университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь» / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Веснік гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2019. т. 9. № 1. с. 93-101.

 13.Старченко, В.Н. Результаты апробации педагогической технологии формирования потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры учащихся / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Ежеквартальный научный журнал «Педагогическая наука и образование», № 1 (27), Минск, 2019. – С. 45 – 53.

 14.Старченко, В.Н. Влияние интеллектуальных учебных заданий на актуализацию потребностей в физкультурных знаниях и физкультурном мышлении учащихся / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. – 2019. – № 1. – С. 71–78.

 15.Старченко, В.Н. Научно-технологические основы формирования потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры учащихся второй и третьей ступеней общего среднего образования / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица ; Гомельский  гос. Ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – 265 с.

16. Старченко, В.Н. Олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» как форма физического воспитания и педагогического контроля за уровнем сформированности физической культуры учащихся Республики Беларусь / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица //“Физическая культура в школе”, 2019, № 6. С.- 40-49.

17. Старченко, В.Н. К вопросу о динамике состояния целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры учащихся Лицея МЧС / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, № 5 (116), 2019 – С.66-72.

 18.Старченко, В.Н. К вопросу о составе средств физического воспитания / В.Н. Старченко // Физическая культура и спорт в современном мире : к 70-летию факультета физической культуры [Электронный ресурс] : сборник научных статей / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол. : Г. И. Нарскин (гл. ред.) [и др.]. – Электрон. текст. дан. (7,98 МБ). – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – C.173 – 178. Систем. требования: IE от 11 версии и выше или любой актуальный браузер, скорость доступа от 56 кбит. – Режим доступа : http:// conference.gsu.by.

19.Старченко, В.Н. Об основных категориях теории соревновательной деятельности / В.Н. Старченко // Современные проблемы физического воспитания и спорта разных групп населения: материалы XVІІІ Международной научно-практической конференции молодых ученых: в 2 т. / отв. ред. Я.М. Копытина ; научн. ред. О.А. Томенко. – Сумы: СумГПУ им. А. С.  Макаренко, 2018. – т. 2. – С. 152-155.

 20.Старченко, В.Н. Теоретико-методические основания разработки педагогической технологии формирования потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры учащихся / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2018. № 1. С. 116 –124.

 21.Старченко, В.Н. Педагогическая технология формирования потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры учащихся / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Ежеквартальный научный журнал «Педагогическая наука и образование», № 2 (23), Минск, 2018. – С. 42 – 50.

 22.Старченко, В.Н. Диагностический инструментарий для определения теоретической готовности менеджера в образовании к принятию управленческих решений / В.Н. Старченко // Современные технологии образования взрослых: сб. науч. работ / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Е.В. Концеал (гл.ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2018. С. 144-153.

23.Старченко, В.Н. Педагогический анализ лекционного занятия / В.Н. Старченко// Ежеквартальный научный журнал «Педагогическая наука и образование», № 1 (18), Минск, 2017. – С. 73 – 77.

 24.Старчанка У.М. Алімпійская ідэя ў кантэксце алімпійскай дзейнасці / У.М. Старчанка // Взаємодія духовного й фізичного виховання в становленні гармонійно розвиненої особистості : збірник статей за матеріалами IV Міжн. науково-практичної онлайн-конференції (Слов’янськ, Україна, 23-24 березня 2017 р.) у 2 томах / гол. ред. В.М. Пристинський. – Слов’янськ : ДВНЗ “Донбаський державний педагогічний університет”, 2017. – Т. 1. C – 414-421.

25. Старченко, В.Н. Исследование состояния потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры мальчиков, обучающихся в лицее МЧС и средних школах г. Гомеля / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Научно-методический журнал «Becнiк Магілёўскага дзяржаўнага універсітэта імя А. А. Куляшова», № 2 (50), 2017. – С.56-64.

 26.Старченко, В.Н. Структурно-содержательная модель целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека и методика её диагностики / В.Н. Старченко, А.Н. Метелица // Научно-методический журнал «Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2017. – № 2 (50).  С.  106-113.

 27.Старченко, В.Н. Диагностический инструментарий для исследования потребностно-мотивационно-ценностной сферы профессиональной культуры менеджера в образовании / В.Н. Старченко // Ежеквартальный научный журнал «Педагогическая наука и образование», № 4 (21), Минск, 2017. – С. 54 – 63.

 28.Старчанка У.М. Спартыўная метралогія :  вучэбны дапаможнік / У.М. Старчанка ; М-ва адукацыі Рэспублікі Беларусь, Гомельскі дзяржаўны ун-т імя Ф.Скарыны. -Гомель: ГДУ імя Ф.Скарыны, 2017. – 282с.

29.Старченко, В.Н. Теоретическая модель профессиональной деятельности физкультурно-спортивного педагога / В.Н. Старченко// Взаємодія духовного й фізичного виховання в становленні гармонійно розвиненої особистості : збірник статей за матеріалами IIІ міжн. науково-практичної онлайн-конференції (Слов’янськ, Україна, 24-25 березня 2016 р.) в 2 т. / за ред. В.М. Пристинського, О.І. Федорова. – Слов’янськ : ДВНЗ “Донбаський державний педагогічний університет”, 2016. – Т. 2. – С. 357 – 362.

30. Старченко, В.Н. О двигательной самости человека и его наличном двигательном бытии / В.Н. Старченко// Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы VI Междунар. электрон. науч.-практ. конф. (20–21 мая 2016 г., Красноярск) : электрон. сб. / под общ. ред. Т. Г. Арутюняна ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2016. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 16,7 МБ) – Систем. требования : Internet Explorer; Acrobat Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата .pdf). – Режим доступа: http://www.sibsau.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/nauchnye-meropriyatiya/materialy-nauchnykhmeropriyatij. – Загл. с экрана. C. 492 – 495.

31. Старченко, В.Н. Педагогический анализ урока физической культуры здоровья / В.Н. Старченко// Сучасні проблеми теорії та практики фізичного виховання, спортивних дисципін і туризму : зб.наук.праць за матеріалами ІІ Міжнародної наук.- практ. інтернет-конф. 16 черв., 2016р./ М-во освіти і науки України, Переяслав-Хмельницький Держ. Пед.. ун-т ім.. Григорія Сковороди [та ін.] – Переяслав-Хмельницький. – назва видавництва, 2016. – Ч. 1. C. 120 — 126.

32.Старченко, В.Н. Структурно-содержательная модель физкультурного идеала / В.Н. Старченко // Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.) : материалы : в 4 ч. Ч. 1 / редкол. : О. М. Демиденко (гл. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – C. 249-252.

33.Старчанка У.М. Спартыўная метралогія / У.М. Старчанка // Практычны дапаможнік. Гомель: ГДУ імя Ф.Скарыны, 2015. – 47с.

34.Старченко, В.Н. Онтологическая классификация принципов физического воспитания / В.Н. Старченко // Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни. Материалы II Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / отв. завыпуск Е.А. Жданова. – Электрон. дан. — Уфа: Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2014. – С.396 – 399.

35.Старченко, В.Н. Онтологические функции педагога / В.Н. Старченко // Педагогические чтения  «Уздзеянне педагаічнага супольніцтва на развіццё беларускага грамадства» (Минск, 30 ноября — 1 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] / под ред. д-ра пед. наук Г, И. Николаенко; М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования». 00 «Белорус, пед. о-во». — Минск : АПО, 2013. — С. 922-927.

36. Старченко, В.Н. Модель автоматизированного педагогического контроля физического состояния и состояния ПМЦС физической культуры учащихся учреждений общего среднего образования / В.Н. Старченко,  Е.В. Осипенко // Навукова-практичний журнал південного навукового центру АПН Украіни “Наука і освіта”, №4, Одеса, 2013.- С.165-168.

 37.Старченко, В.Н. Системная классификация методов физического воспитания / В.Н. Старченко // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сборник       научных статей.  Выпуск 4 / Чуваш. гос. пед. ун-т; под ред. Г. Л. Драндрова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 375 – 380.

 38.Старченко, В.Н. Диагностика, формирование и коррекция потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры школьников / В.Н. Старченко,  Е.В. Осипенко // Ежеквартальный научно-теоретический журнал «Мир спорта», N 3(52), Минск, 2013. – С.50 – 55.

39.Старчанка У.М. Сутнасць дзейнаснага  падыхода і яго значэнне для педагагічнай тэорыі і практыкі / У.М. Старчанка // Становление социальной и профессиональной компетентности личности : рецензируемый сборник научных статей / редкол. : Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.), Л.И. Селиванова ; М-во образования РБ, Гомельский гос. Ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф Скорины, 2012. – С 95 – 102.

40.Старчанка У.М. Тэарэтычная мадэль вучэбнай дзейнасці ў кантэксце педагагічнай дзейнасці / У.М. Старчанка // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции “Современное образование: пути оптимизации качества в условиях развития школы”, Гомель, 2010г.: в 5 ч. / ГУО “ГОИРО”; ред, кол.: А.В.Портнова [и др.]. – Гомель, 2010. – Ч.5. С. 24-29.

 41.Старчанка У.М. Спартыўная метралогія / У.М. Старчанка // Вучэбна-метадычны дапаможнік. Гомель: ГДУ імя Ф.Скарыны, 2012. – 224с.

42.Старченко, В.Н. Теоретическая модель педагогического процесса на уроке физкультуры и здоровья / В.Н. Старченко // Навукова-практичний журнал південного навукового центру АПН Украіни “Наука і освіта”, №6, Одеса, 2010.- С.186-190.

43.Старченко, В.Н. Гимнастика с методикой преподавания: Типовая учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-03 02 01 «Физическая культура» / В.Н. Старченко, А.А. Курако, М.А. Курако // Минск, Республиканский институт профессионального образования, 2010. — 40 с.

44.Старченко, В.Н. Основы теории и методики преподавания физической культуры: Типовая учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-01 02 01 «Начальное образование» / В.Н. Старченко, В.А. Слукина, А.А. Курако // Учебное издание. Минск, Республиканский институт профессионального образования, 2009. – 40с.

45.Старченко, В.Н. Гомельщина олимпийская. Справочное издание. Составитель И.Ф.Штейнер  / В.Н. Старченко,  А.И.Боровская, С.В.Севдалев, С.И. Ханеня // Минск: Литература и искусство, 2007.-160с.: ил.

46.Старчанка У.М. Фактары, якія спустошваюць сутнасць фізічнага выхавання школьнікаў / У.М. Старчанка, М.Р.Кошман // Часопіс “Фізічная культура і здароўе”, N2, Мінск, 2005.- С. 49-52.

 47.Старчанка У.М. Натуральныя ўмовы педагагічнага працэсу / У.М. Старчанка // Матэрыялы рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі “Педагагічная спадчына акадэміка І.Ф.Харламава і сучасныя праблемы навучання і выхавання вучнёўскай і студэнцкай моладзі”(да 85-годдзя з дня нараджэння). – Гомель, 2005.У 2-х ч. Ч.1. С.139-144.

48.Старчанка У.М. Падцягванне ў вісе на перакладзіне: ад А да Я / У.М. Старчанка // часопіс “Фізічная культура і здароўе”, N2, Мінск, 2004.- С. 55-80.

49.Старченко, В.Н. Формирование потребностно-мотивационной сферы физической культуры учащихся / В.Н. Старченко,  А.А. Курако // Журнал “Фізічная культура і здароўе”, N4, Мінск, 2003.- С. 43-56.

50.Старченко, В.Н. Сюжэтна-ролевые гульні на ўроках фізкультуры (дзеці з затрымкай псіхічнага развіцця) / В.Н. Старченко,  А.А. Курако // Журнал «Дефектология», N4, Мінск, 2002г.- С. 98-106.

51.Старчанка У.М. Беларускі фальклор у школе. 2 клас. / У.М. Старчанка, І.І.Сучкоў, Н.І.Шрама // Дапаможнік для настаўніка. Мінск, «Беларусь», 2000.- 175 с.

52.Старчанка У.М. Русско-белорусский словарь спортивных терминов // У.М. Старчанка, Д.Д. Паўлавец// Мазыр: РВФ «Белы вецер», 1999. – 112 с.

53. Старчанка У.М. Планаванне вучэбнага матэрыялу Праграмы па фізічнай культуры вучняў агульнаадукацыйнай школы (выданне 2-е дапоўненае і перапрацаванае) / У.М. Старчанка. Метадычны дапаможнік // Мазыр: РВФ «Белы вецер», 1999.- 24 с.

 54.Старчанка У.М. Дакументы планавання вучэбнага  матэрыялу праграмы па фізічнай культуры вучняў агульнаадукацыйнай школы для 5-11 класаў / У.М. Старчанка. Метадычны дапаможнік // Мазыр: РВФ «Белы вецер», 1999.- 36 с.

 55.Старчанка У.М. Методыка вызначэння паспяховасці вучняў агульнаадукацыйнай школы па вучэбным прадмеце «Фізічная культура» / У.М. Старчанка. Метадычны дапаможнік // Мазыр: РВФ «Белы вецер», 1999.- 28с.

56.Старченко, В.Н. Тренажёрная атлетическая гимнастика // В.Н. Старченко, В.А.Барков, Н.Н. Кулага // Практическое пособие. Гомель, 1992. – 48 с.

57. Старченко, В.Н. Комплексная праграма фізічнага выхавання вучняў 5-11 класаў агульнаадукацыйнай школы // А.А. Гужалоўскі, У.М.Краж, Я.М.Варсін, Т.М.Шастакова і інш. Учебная программа. Мінск, 1992. – 74с.